Газ-51: собрано три миллиона машин

В категорииАвто
Автор admin

Грузовик ГАЗ-51, пожалуй, самая удачная машина за все время существования советского автопрома. С начала разработки в 1937 году и до последнего автомобиля, сошедшего с конвейера в 1975 году, было выпущено три с половиной миллиона ГАЗ-51. Производство такого количества автомобилей могло быть обусловлено хорошо налаженным процессом изготовления узлов и агрегатов, отлаженными технологическими линиями и, наконец, квалифицированной сборкой.

газ 51

Задача, поставленная с самого начала, была предельно простой: нужен надежный грузовой автомобиль, универсальный, с хорошим ресурсом и неприхотливый в обслуживании. Таким и получился ГАЗ-51. В середине 1938 года были закончены все подготовительные работы, комплекты чертежей поступили в цеха и началось изготовление узлов. За два года машину довели до полной кондиции, в 1940 году прошли испытания, и ГАЗ-51 сразу попал на ВДНХ, в павильон с лучшими достижениями советского машиностроения.

Едва начали подготовку к запуску серийного производства нового автомобиля, как началась война. Работы были приостановлены до 1943 года, но время не прошло даром, военная техника, особенно шестицилиндровые двигатели боевых машин, дали ценный опыт, который после окончания войны был использован конструкторским бюро автопрома СССР.

газ 51 технические характеристики

И летом 1945 года опытный образец ГАЗ 51 был представлен правительству. Машина была одобрена и рекомендована к серийному производству. Конвейерный выпуск автомобиля был налажен в рекордные сроки, после войны по инерции все делалось очень быстро, и десятки, а потом и сотни новых машин стали выстраиваться в заводском дворе в ожидании отправки.

автомобиль газ 51

Одновременно с уже налаженным серийным выпуском ГАЗ 51, технические характеристики которого и без того были неплохими, продолжались работы по совершенствованию конструкции. Особое внимание уделялось двигателю, например, блок цилиндров не растачивался под поршень, а в него вставлялись гильзы из высокопрочного чугуна, которые в два раза увеличивали моторесурс поршневой группы. Затем износостойкий чугун подшлифовывали под ремонтный размер, вставляли поршни с компрессионнными кольцами других параметров и вновь двигатель был как новый. Значительно повышалась долговечность двигателя благодаря установке маслянного радиатора, а также повышению давления в системе смазки коренных и шатунных вкладышей.

газ 51 в авиации

Все автомобили марки ГАЗ 51 красили в темно-зеленый цвет, исключение составляли только машины специального назначения: пожарные были красного цвета, а грузовые такси отмечали шашечками на дверке. Большинство выпускаемых грузовиков отправлялись на сельхозработы, они поступали в колхозы, совхозы, автопредприятия и автоколонны строительных управлений. ГАЗ-51 не стали приспосабливать под самосвальную выгрузку, эту работу посчитали для машины нерентабельной. В послевоенные годы заводы выпускали трехтонный самосвал ЗИС-5, который успешно справлялся со всеми строительными задачами. А вот в советские вооруженные силы автомобиль ГАЗ-51 поставлялся регулярно и большими партиями. На его базе выпускались боевые машины, известные как катюши. Грузовики использовались в войсковых частях как штатные перевозчики личного состава, вдоль бортов монтировались откидные лавки и в кузове размещались солдаты.

Метки: ,