Коробка отбора мощности – принципиальная деталь

В категорииАвто
Автор admin

Для привода разгрузочно-погрузочных агрегатов автотранспорта необходимо применять дополнительные силовые источники отбора мощности. Один или несколько типов устройств передают рабочее усилие от двигателя к исполнительным механизмам. Здесь понадобится коробка отбора мощности (КОМ).

Коробка отбора мощности

Выбор КОМ

От типа дополнительного оборудования и предполагаемых задач зависит выбор КОМ. Учитываются оптимальная эксплуатация, качество, более простой монтаж, более низкая общая стоимость коробки с монтажными работами. В зависимости от области применения к КОМ подсоединяют приводные механизмы разных типов, которые передают усилие на рабочий агрегат, требующий мощности. Технические требования дополнительного оборудования определяют, какой агрегат наиболее целесообразен. Поскольку взаимодействие КОМ с силовым агрегатом и трансмиссией имеет решающее значение, коробка отбора мощности должна быть конструктивно согласована с мотором и КПП.

  • Использование повышенного давления в системе позволяет уменьшить размеры применяемых трубопроводов и гидронасосов, что экономит место и уменьшает вес.
  • Прямое подсоединение гидронасоса к коробке удешевляет монтаж.
  • Большее передаточное число в КОМ позволяет использовать меньшую частоту вращения коленвала, что уменьшает уровень шума и уменьшает расход топлива.
Коробка отбора мощности КамАЗ

Отбор мощности зависимого типа

Зависимые от сцепления КОМ устанавливаются на МКПП. Использовать их возможно, только когда двигатель работает на холостом ходу. Они просты в установке и имеют небольшой вес. Коробку отбора с приводом от промежуточного вала МКПП крепят сзади к корпусу коробки передач. Скорость с выходной мощностью определяются оборотами движка и передаточным числом КПП. Зависимая от сцепления коробка отбора мощности может включаться с помощью пневмосистемы на холостом ходу мотора. Зависимый от сцепления отбор мощности подходит, если спецтранспорт оснащен механической КПП, и нет надобности отбирать ее на ходу.

Преимущества зависимой системы

  • Зависимые КОМ весят меньше, чем независимые.
  • Нет перерасхода мощности двигателя благодаря тому, что гидравлическое масло не прокачивается непрерывно в системе, как это происходит при отборе мощности независимо от сцепления.
  • Конструкция простая и прочная, требуемое техобслуживание минимально и можно достичь низких расходов на монтаж. Невозможность включения отбора мощности при перемещении автомобиля можно считать преимуществом с точки зрения безопасности.

Модели зависимых КОМ для отечественных автомобилей

  • Коробка отбора мощности КамАЗ, монтируемая к верхнему люку коробки передач: МП02, МП03, МП08, МП27, МП55.
  • К правому боковому люку КП: МП01, МП05, МП07, МП15, МП21, МП22, МП29, МП41, МП50, МП57, МП73, МП74.
  • К левому боковому люку КП: МП39.
  • К заднему торцу КП: МП23, МП28, МП47, МП48.
  • К верхнему люку раздаточной коробки: МП24, МП32.
  • Коробка отбора мощности ГАЗ, монтируемая к правому боковому люку КП: МП01, МП05, МП07, МП15, МП29, МП41, МП73, МП74, МП82.
Коробка отбора мощности ГАЗ 53

Для старой модели ГАЗ-53

ГАЗ-53 стал самым массовым грузовиком СССР. На его шасси выпускалась и спецтехника, в частности бензовозы. Для работы насоса на бензовозе установлена коробка отбора мощности ГАЗ-53, прикрученная к правому боковому люку 4-ступенчатой КП. К насосу вращение передается через кардан. Включение механическое. Модификация 53б-4202010-08 соединяется шлицами, а 53б-4202010-09 соединяется фланцами. Максимальная передаваемая мощность совсем небольшая: 9,42 кВт.

Коробка отбора мощности ГАЗ

Отбор мощности независимого типа

Независимая коробка отбора мощности от сцепления может монтироваться на авто с силовым агрегатом и трансмиссией любого типа. Включать ее можно при перемещении и на неподвижной технике. Независимая КОМ также целесообразна для ее включения снаружи автомобиля. Для автотранспортных средств, требующих непрерывного доступа к отбору мощности, полная независимость от сцепления служит единственным решением.

Для механической КПП: коробка отбора мощности приводится посредством маховика двигателя и монтируется между двигателем и МКПП. Величиной частоты вращения и мощностью управляет только силовой агрегат. Отборы мощности имеют электропневматическую/гидравлическую систему включения, выполненную с фрикционной муфтой.

Для коробки-автомата: КОМ монтируется впереди сверху на коробке передач. В действие приводится маховиком двигателя через преобразователь момента, который с помощью сильной ведущей шестерни приводное усилие транслирует на коробку отбора мощности. Поэтому на КОМ не влияет частота вращения преобразователя. Включение отбора мощности производят электрическая и гидравлическая системы, в том числе во время движения.

Независимые от сцепления

Устанавливается коробка на двигателе. Включается в работу приводом распредвала двигателя. Это означает, что при работающем моторе КОМ работает независимо, движется транспорт или стоит. Активация гидропривода осуществляется предохранительным клапаном, установленным на гидравлическом насосе.

Модели независимых КОМ

  • КОМ КамАЗ, монтируемая к правому боковому люку КП: МП121-4202010, МП119-4202010, МП123-4202010.
  • К левому боковому люку КП: МП114-4202010.
  • К заднему торцу КП: МП105-4206010.
Коробка отбора мощности МАЗ

Установка коробок МАЗ

На МКПП коробка отбора мощности МАЗ монтируется слева или справа. Расположение влияет на направление рабочего вала, следовательно, на размещение насоса гидроустановки. С помощью резиновых накладок, металлических и паронитовых прокладок регулируется расстояние между шестернями. При первом тестовом запуске установленной коробки мощности крутящий момент должен быть невысоким. Зубья шестерен должны притереться.

Метки: ,