Зание в философии – что изучают гносеология и эпистемология

В категорииАнонсы и общество
Автор admin

Любопытство к тому, что нас окружает, попытки понять, как устроена Вселенная, а также желание проникнуть в неведомый мир потустороннего, всегда были приметой человеческого разума. Когда люди что-то чувствуют, переживают или наблюдают, что происходит с окружающим, они это усваивают и закрепляют, желая не только правильно понять, каково положение дел, но и можно ли постичь истину. Познание в философии является одним из интереснейших вопросов, потому что философия пытается рационализировать и объяснить многообразные процессы, происходящие в человеческом мозгу и направленные на получение знания.

Процесс познания сложнее, чем просто накопление знаний он является творческим, культурным и социальным; в нем задействованы не только рациональные, но интуитивные и чувственные механизмы мышления. Вот почему познание в философии представляет собой особую проблему, которой занимается специальный теоретический раздел, называемый гносеологией или эпистемологией. Начало гносеологии как особой отрасли философии положил шотландец Феррьер в XIX веке. Эта философская дисциплина изучает как методы и принципы получения знаний, так и то, каким бывает познание, каково его отношение к реальному миру, есть ли у него границы, а также каковы взаимоотношения между тем, что познается, и теми, кто познает. Существует множество различных теорий познания, критикующих друг друга и предлагающих многочисленные концепции о том, какое знание является истинным и достоверным, каковы его виды и почему мы вообще способны познавать мир и самих себя.

Коротко говоря, философы в данной области занимаются постижением того, почему существует знание; каким образом мы можем определить, что это именно знание, обладающее достоверностью и истинностью, а не поверхностное суждение (или же мнение) или же вообще заблуждение; как это знание складывается, а также каковы сами методы познания. В философии, на протяжении всей ее истории, чрезвычайно остро стоял вопрос о том, какой смысл имеет для человека и человечества приобретение знаний, приносит оно счастье или горе. Но как бы там ни было, в жизни современного общества получение все новых знаний приобрело такое значение, что сам нынешний этап развития этого общества нередко называется информационным, тем более, что именно информационное пространство объединило человечество.

Познание в философии выглядит как процесс, имеющий социальную, ценностную природу. История говорит нам о том, что люди готовы были не только приобретать новые знания, но и отстаивать их, несмотря на то, что очень часто за свои убеждения приходилось, да и сейчас приходится, платить своей жизнью, свободой, разлукой с близкими. Поскольку это процесс, то он похож на другие виды деятельности, исследуемые в философии и так же, как и они, обусловлен потребностями (стремлением понять, объяснить), мотивами (практическими или чисто интеллектуальными), целями (получение знаний, постижение истины), средствами (такими как наблюдение, анализ, эксперимент, логика, интуиция и так далее) и результатами.

Одной из главных проблем, которой интересуется философская мысль, является то, как складывается познание. Философия изначально установила, что первым видом познания было наивное, обыденное познание, которое со временем, в процессе развития культуры, совершенствовалось, дав начало возникновению теоретических принципов научного познания и мышления. При этом философия различает принципы и методы собственно философского познания и изучения специфического научного познания (философия науки).

Философы также задумывались о том, какую роль в процессе познания играет сам познающий субъект. Познание в философии — это не только исследование вещей и процессов, окружающих человека или происходящих в нем самом независимо от него, но еще и его духовной жизни. Познавая, человек не только осознает, что изучает нечто внешнее, но и то, что это изучение влияет на него самого. Кроме того, особенно в области гуманитарного познания, состояние познающего субъекта, его ценности и убеждения могут влиять на результаты познания. Оценивая эту сложную проблему, философы разных направлений приходили к совершенно противоположным выводам. К примеру, позитивисты упрекали гуманитарное познание за отсутствие объективности, а представители философской герменевтики, наоборот, считали субъективность специфической чертой гуманитарного познания, которое, таким образом, ближе к непосредственности, и, тем самым, к истине.