Перед факельным шествием на площади Свободы сожгли флаги Турции и Азербайджана (ВИДЕО)…










ветвей креста) — миндалевидные фигуры, столь излюбленные в XIV в., наверху — снова геометрический орнамент, но несколько иного рисунка. Наконец, широкий козырек украшен крупным орнаментом, состоящим из геометрических фигур с узлами переплетения, а в центре козырька в трехлопастной рамочке изображение Христа на троне.

Хачкар этот интересен тем, что традиционные элементы в виде полупальметок в процветшей части креста приобрели здесь совершенно неведомое ранее своеобразие. От хачкаров XII-XIII вв. он отличается перенасыщенностью резьбой, притом очень мелкой, а в обрамлении — и более резко выраженной асимметричностью. Все эти черты придали хачкару новый облик, свидетельствующий о стремлении мастеров переработать традиционные формы, остававшиеся, впрочем, достаточно устойчивыми.

Перенасыщенность резьбой нередко ощущается и в других хачкаоах XIV в. и, по-видимому, становится для того времени характерным явлением. Следствием явилось то, что отдельные элементы композиции уже не выделялись рельефом, как бы сливались с окружающей орнаментикой. Тем самым утрачивалась четкость композиционной структуры хачкара. Это сказалось, например, на хачкаре в Арзакане с разнотипной орнаментикой11, еще больше на хачкарах, несомненно, XIV, в. и Авуц-таре, воспроизводящих схему 2 группы12.

Малые кресты, как и на других хачкарах того времени, включены (в количестве пяти) в обрамление. Перенасыщенность декором проявилась и в упомянутом хачкаре из Нагорного Карабаха (ныне в Эчмиадзине), еще дышащем искусством XIII в. Вместе с тем для хачкаров того времени вообще очень характерно снижение рельефа, плоскостности: она наблюдается на большинстве хачкаров XIV в.