Курица играет патриотическую музыку (видео)










хачкары из расположенных по соседству друг с другом Ахпата, Санаина, Агарцина и Мшкаванка — очень схожи между собой. Поэтому можно предположить, что все они не только приблизительно одного времени, но и вышли из одной монастырской мастерской — в Ахпате или Санаине, где, может быть, и была выработана и разрабатывалась интересующая нас композиция хачкаров.

В дальнейшем рисунок листвы в виде изгибающихся полупальметок утратил прежнее изящество: на некоторых более поздних хачкарах (XIII, если не XIV в. ) стилизованная листва трактуется в виде целого пучка листьев, отогнутых не в сторону креста, а обрамления. Таковы, например, два хачкара в селе Акунк (Варденисского р-на) (фот. ИМА, №№ 4184, 4185), хачкар в Эчмиадзине, XIV в., в селе Дашкент (Варденисского района), 1529 г.23, и в Азизбекове (фот. ИМА).

Впрочем, и этот рисунок возник, по-видимому, уже в XI в. (об этом говорилось в главе 1). Более поздние хачкары утратили и прежнюю строгость: рисунок листвы был утрирован, его стали сочетать и с другой орнаментикой. Таковы хачкары XIII — XIV вв. в Ованаванке24 (рис. 38) и Егварде, чрезмерно насыщенные резьбой, не оставляющей ни малейшего свободного места на стеле.