Если мы волк, то они не гельшеры, а шакалы». Серж Саргсян (видео)










Крест процветший. Листья даны в виде пучков тонких побегов (или стеблей) с розетками на концах, симметрично склонившихся с обеих сторон к нижней ветви креста. Причем нижние концы побегов, вырастающие один из другого, образуют линию, плавно поднимающуюся кверху (к оконечностям боковых ветвей креста), а кружки с розеткой расположены также по восходящей, но строго прямой линии.

Та же композиция симметрично повторена в верхней части хачкара (побеги с розетками, начинающиеся в верхней оконечности креста, обращены вниз). Благодаря такому расположению побегов рисунок хачкара приобретает геометрическую строгость и четкость: крест как бы вписан в ромб (его образуют розетки побегов) с овальным очертанием, создаваемым основаниями побегов. В нижней части обрамления хачкара, под крестом, по сторонам розетки помещена пятистрочная надпись.

В упрощенной и сокращенной редакции ту же (в основном) композицию видим на хачкаре в монастыре Кечарис (в Цахкадзоре)20 (рис. 15). В верхней части креста симметрично свешиваются две грозди винограда. Наконец, оба напоминают хачкар, стоящий ныне в Эчмиадзине21 (рис. 16), подковообразно-овальной формы с гладким обрамлением. Крест образован тройным жгутом, на конце ветвей — широко расставленные «почки». В верхних междукрестьях помещено по розетке, третья и четвертая розетки находятся над и под крестом. От нижней розетки отходят геометризованные растительные побеги, заканчивающиеся кружками. Верхние симметричные побеги сильно загнуты. Крест поставлен на трехступенчатый стилобат.

Представленный материал, хотя и выборочно, но ясно показывает, что в X в. складывается классическая композиция хачкаров, уже ясно определились их основные композиционные особенности. Из этих