Сенате США армянка поет по-армянски, удостоившись непрекращающихся аплодисментов. Это, чтобы увидеть необходимость










в частности, сведениями «Зоранамака», («Воинская грамота») согласно которому в общенациональное армянское войско входили и цавдеи, и утийцы, и полки бдешха Гугарка с 4500 конниками74. Б. Улубабян отвергает ошибочную версию ряда исследователей, считавших, что «Утик и Арцах были оторваны от Восточной Армении и были присоединены к Агванку в 387 г.»75. Он доказывает, что упомянутые гавары, а также Гугарк находились в составе Армении до 428 года и новое административное образование появилось в результате налоговой политики персидского двора.

В пятой главе интересующей нас работы предметом исследования стала династия Араншахиков. Ссылаясь на сведение Мовсеса Хоренаци о том, что царь Вагаршак краедержателем Агванка назначил одного из сыновей Сисака-Арана, Б. Улубабян убедительно доказывает, что от Арана и происходит знаменитый род правящих Араншахиков Агванка76. По сведениям армянских авторов раннего средневековья, с V века области Арцах и Утик названы Агванком, духовный предводитель которого, будучи главой отдельной епархии, подчинялся армянскому католикосу.

Этногенез- Араншахиков показывает, что Вачаган Благочестивый происходил из этого же рода. Его владения распространялись между Курой и Ерасхом, престол находился в деревне Дютакан, а летней резиденцией был Агуэн77. Подробное изучение канонов Агуэнского собора Б. Улубабяну позволило также заключить, что многие его статьи аналогичны с канонами Шахапиванского собора 443 года78.

В следующих главах работы ученый исследует события в VI веке, уточняет причины возникновения Мигранидов в гаварах