Срочно. Между полицейскими и гражданами, проводящими акцию у дома Пашиняна, началась давка…









В последующую эпоху — в XIV-XVII веках — эпоху почти непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху ее упадка — хачкары продолжали создавать и в немалом количестве, притом некоторые на высоком художественном уровне. В отношении второй половины XIII и XIV вв. это находит объяснение в той политической обстановке, которая сложилась в Армении, особенно в южных районах страны — в Вайоцдзоре и Сюнике — владениях князей Орбелянов и Прошянов. Их небольшие и изолированные княжества, как и некоторые другие, пользовались при монголах внутренней автономией и самостоятельностью1.

Это, несомненно, способствовало художественному творчеству армянских зодчих и резчиков по камню (скульпторов)., среди которых в начале XIV в. выделился замечательный мастер Момик, создавший (в содружестве с другими) выдающиеся памятники, в том числе и хачкары, в монастыре Нораванк (в области Вайоцдзор).

Трагически сложилась судьба Армении в дальнейшем. После монгольского завоевания (походы монголов начались в 1236 г.) — во второй половине XIV в. — страну захватили персы из династии Джелаиров, затем туркменские племена Черного и Белого барана, а в конце XIV в. Армения подверглась опустошительному нашествию полчищ Тимура. Оно ускорило упадок страны. А в 1502 г. ее захватил персидский шах Исмаил из Сефевидской династии. Эти непрерывные нашествия и войны принесли разорение Армении. Его довершили турки-османы, ставшие в течение XIV-XV в. властителями Малой Азии и Балкан, в начале XVI в. захватившие и Закавказье, а затем Сирию и Египет.

Лишь в юго-восточных районах Армении в течение XVI-XVIII вв. наблюдается экономическое оживление, обязанное развитию торговли, главным образом шелком, с Западной Европой. В эту торговлю включились и армянские купцы, игравшие в ней крупную роль. Экономи-